Свершилось. Начиная с этого номера, я дам несколько уроков программирования на языке Java. В моё рассмотрение попадут только апплеты, и программировать мы будем только их. Сегодня нам предстоит разобрать по косточкам наш первый апплет.
Апплеты - это маленькие программулины, которые тасуются на серверы и ты иногда видишь их внутри своего браузера. Вот простейший апплет, с которого мы начнём изучение:
import java.awt.*;
import java.applet.*;
public class FirstAppl extends Applet {
public void paint(Привет с большого будуна) {
g.drawString("Hello World!", 10, 5);
} }
Набери этот текст в любом текстовом редакторе. Теперь эту писанину в файл FirstAppl.java. Далее нужно откомпилировать эту писанину. Для этого подойдёт JDK любой версии, в состав которого входит компилятор javac.exe. Напиши в командной строке javac.exe FirstAppl.java и у тебя на выходе должен появится файл FirstAppl.class. Теперь у тебя есть откомпилированный Java код и нам теперь нужен HTML код, чтобы можно было увидеть результат в браузере. Создай HTML файл и напиши в нём:
Помести оба этих файла в одну директорию и запусти HTML файл. Результат примитивный, но для первого раза пойдёт, потому что нам ещё предстоит изучить очень много теории.
Теперь постараемся разобраться с кодом:
import java.awt.*;
import java.applet.*;
Эти две строчки подключают заголовочные файлы, для того, чтобы мы могли использовать прописанные там функции. java.awt означает, что нужно сначала найти каталог java (поиск идёт в архиве classes.zip, где находятся все заголовочные файлы), потом в нём подкаталог awt, и внутри этого каталога подключить все файлы. О том, что нужны именно все файлы, говорит звёздочка в конце строки.
Хочу остановиться и обратить твоё внимание, что Java регистрозависимый язык. Это значить, что java и JaVa - абсолютно разные слова.
Далее объявляется класс:
public class FirstAppl extends Applet { }
Класс - то же самое, что и объект в Delphi. FirstAppl - имя класса. Applet - ключевое слово, которое указывает компилятору на то, что это апплет. Все остальные зарезервированные слова нужно оставлять такими. Вполне возможно, что с ними мы разберёмся позже по мере надобности. Теперь обрати внимание, что мы сохранили код в файл FirstAppl.java. Имя файла и имя главного класса (именно главного, потому что их может быть несколько) в этом файле должны быть одинаковыми.
Внутри фигурных скобок у нас объявлена одна процедура:
public void paint(Graphics g)
{
g.drawString("Привет с большого будуна", 10, 5);
}
Слово public означает тоже самое, что и в Delphi. Дальше идёт тип возвращаемого значения. Void - означает, что такого значения нет. Вообще, в Java как и в С/С++ нет разделения на процедуры и функции, как в Delphi. Здесь только функции, но они не обязательно должны возвращать значения. В нашем случае возвращать ничего не надо, поэтому я поставил void.
Дальше идёт имя процедуры - paint, которая будет вызываться при прорисовке апплета. В скобках нам даётся переменная g типа Graphics. В отличии от Delphi (я всё сравниваю с ним, потому что это основной язык журнала) вначале стоит тип переменной, а потом переменная.
В фигурных скобках (которые заменяют Begin и End у Delphi) находиться тело процедуры. Здесь у нас только одна процедура:
g.drawString("Привет с большого будуна", 10, 5);
Она выводит на экран текст, указанный в качестве первого параметра. Второй и третий - положение текста по оси Х и У.
С исходным текстом апплеты мы разобрались, теперь перейдём к HTML коду:
Параметр code указывает на имя java-апплета. А далее всё понятно, ширина и высота апплета на HTML странице. Помимо этого можно использовать следующие параметры:
ARCHIVE - имя архива, который должен загрузиться перед запуском апплета. В этом архиве могут храниться ресурсы или файлы необходимые апплету.
CODEBASE - базовый адрес URL для апплета.
ALT - альтернативный текст, который будет виден, если браузер не поддерживает Java.
ALIGN, VSPACE, HSPACE - выравнивание апплета на страничке.
На сегодня всё. Я постарался сделать первое занятие простым и понятным. В следующем номере мы углубимся в дебри Java.